Дождь и листья = скользкая дорога
Красивый осенний листопад радует только эстетов, а вот водители сразу же понимают: дорожное полотно становится опасным. А уж когда к этому добавляется первый мороз с его инеем – стоит сразу же вспомнить о выборе безопасного скоростного режима. Это только начало, ведь резину в общей массе водители еще не сменили, манера езды осталась летней, вдобавок очень много тех, кто достаточно небрежно относится к переменам погодных условий. Итак, что меняется:
• Видимость. Осенью часто туманно, это снижает показатели. Серость утром и быстрое наступление сумерек и темноты вечером.
• Влажность. Летний дождь не идет в сравнение с осенним, ведь последний чаще затяжной, да и температура воздуха снижена.
• Покрытие. Опавшая листва в сочетании с потоками грязи, смываемыми с дорог дождями, делает его опасным. Коварство красивого ковра из листьев еще и в том, что он скрывает от водительских глаз выбоины и ямы, а это уже очень опасно.
Все три вышеперечисленных момента влияют на изменения сцепки колес с дорогой, а это значит, что в любой момент возможен занос вкупе с увеличением тормозного пути.
Три кита осенней безопасности
1. Снижаем скорость. С привычных многим российским водителям 70-80 по городу переходим на 50-60. Общее правило гласит: чем ниже скорость, тем больше шансов принять верное решение.
2. Соблюдаем дистанцию. Тут все понятно – при резком торможении впереди идущей машины достаточная дистанция дает шанс избежать столкновения.
3. Правило трех Д – Дай Дорогу Дураку. Как бы ни хотелось говорить об обратном, а неадекватов за рулем предостаточно.
Приемы торможения
Едва ли не самым важным в осенней езде считается именно умение правильно тормозить. Казалось бы – нажимай на педаль – и все, но нет. В холодное время года нужно выработать правило: использование коротких нажатий на педаль тормоза сериями – вот то, что даст в результате плавное снижение скорости вплоть до остановки ТС. Никаких резких ударов по педали, все максимально мягко, хотя с усилием.
Практически все авто на сегодня оборудованы системами безопасности – все эти аббревиатуры (ABS, ESB и т.д.) надо не только знать, но и понимать, как их работа влияет на торможение. Так, главный плюс от антиблокировочной системы в том, что резкое торможение не позволяет автомобилю соскочить в занос, но опытные водители рекомендуют до наступления осени попробовать систему в действии, причем не на оживленных городских улицах, а на специальной площадке, да еще и с инструктором.
Аквапланирование и ближний свет фар
Распространенная штука на осенних дорогах – попадание в большую лужу на скорости. По опыту водителей, вынужденных постоянно находится за рулем вне зависимости от времени года и погоды, утратить контроль над машиной можно уже на вполне безопасных 60 км/час, а влетая в лужу на скорости 80, легко нарваться на неприятности – надеяться придется только на свое мастерство и везение (отсутствие авто вокруг).
Что касается освещения, то фары ближнего света не просто улучшат видимость, но и справятся с оптическим эффектом осенней влажности. Известно, что пар и туман меняют расцветки видимого человеческим глазом. Смена цвета – желтого на красный, зеленого на желтый – ставит в тупик, вдобавок, наблюдаются неполадки с определением расстояний – оптический обман: все это не добавляет уверенности в себе и безопасности, а требует повышенного внимания.
Выводы: каждый маневр на осенней дороге должен быть оправдан, а выполняться в идеале должен максимально аккуратно. Дистанция, спокойствие, хорошее самочувствие – и вы доедете из пункта А в пункт Б без приключений!